>
"Мысковский экспериментальный механический завод" /
"Мысковский завод
металлических конструкций"
Каждая пятилетка
страны, каждый год ставили и ставят перед коллективом Мысковских металлистов все
новые и новые задачи, звали и зовут к новым свершениям. Рабочие,
инженерно-технические работники Мысковского экспериментального механического
завода за период с 1954 года внесли свою скромную долю труда на благо Родины.
- 1950 г. -
Начало строительство Томусинской ремонтно-механической базы в пос. Мыски;
- 1954 г. -
Распорядиние по Министерству угольной промышленности СССР о назначении комиссии
по приему в эксплуатацию 1-й очереди Томусинской реммехбазы;
- 1957 г. -
Закончены строительство 2-й очереди и монтаж оборудования Томусинской реммехбазы;
- 1970 г. -
Томусинские ЦЭММ приказом Главкузбасстроя от 17 апреля 1970 г. № 114
реорганизованы в Мысковский экспериментально-механический завод (МЭМЗ);
- 1972 г. -
Введены в эксплуатацию 1-я очередь цеха металлоконструкций мощностью 10 тыс.
тонн конструкций в год;
- 1975 г. -
Освоено производство некоторых металлоформ;
- 1978 г. -
Начата реконструкция кислородной станции;
- 1980 г. -
Включение в орбиту заказчиков завода Южно-Якутского угольного комплекса и
уникальные работы для разреза "Сибиргинский";
- 1981/1982 гг.
- Освоение крупных заказов для БАМа, Кедровского разреза, Прокопьевского КПДС и
мобильных трубчатых проходческих копров;
- 1983 г. -
Освоение производства центрифугированных установок для опор ЛЭП, металлоформ для
ферм из сборного железобетона пролетом 24 метра и уникального копра (96т) для
прокопьевской шахты "Коксовая".
>
Этапы
становления завода
В скупых строках
официальных данных отражаются не только строительство, рост производства и
изменение номенклатуры завода, но и самая тесная связь нового растущего
предприятия с развитием Кузбасса, с задачами, поставленными перед ним
государством.
Шло строительство
Междуреченска, Ольжераса, новых шахт и разрезов. В Осинниках реконструировали
старые шахты, а Абашеве, Прокопьевске, Киселевске - по всему Кузнецкому бассейну
комбинат "Кузбассшахтострой" вел крупные строительно-монтажные работы. На
повестку дня встал вопрос о создании предприятия для производства капитальных и
капитально-восстановительных ремонтов в этом регионе. Причина породила следствие
- распоряжение по министерству о строительстве в Горной Шории, в пос. Мыски
ремонтно-механической базы для различного горно-шахтного строительного
оборудования и транспортных средств.
Мастерские 1955г.
не могли справиться и с половиной запросов. Ремонт требовал организации
производства запасных частей в громадной номенклатуре. Понадобилось
технологическое оборудование (токарные, фрезерные, долбежные, болторезные
станки и гайконарезные прессы, гильотинные ножницы и пр.), понадобилось
инструментально-термическое отделение, спецстали, специнструмент...
Доставка рабочих на
места строек, оперативная связь между управлениями и объектами в условиях
большой территориальной протяженности требовали значительного количества
транспорта, а в тот период их в стране транспорта было не достаточно. И комбинат
"Кубассшахтострой" принял решение организовать с 1957г. на Мысковской реммехбазе
изготовление автобусов типа ПАЗ-652. Производство автобусов было освоено,
выпуск составил 50 штук, а затем их изготовление вместе с технологией было
передано другому управлению.
Закончилась 6-я
пятилетка. В планах 7-й предусматривалось резкое увеличение капитального
строительства промышленных, жилых и культурно-бытовых объектов. Заданные темпы и
сроки потребовали оснащения строек средствами механизации, и в первую очередь
строительными башенными кранами. В 1961 году Мысковские ЦЭММ вновь получили
задание: освоить производство строительных башенных кранов типа БКСМ 5-5.
Производство было освоено, затем выпускались их различные модификации. Общий
выпуск кранов до 1975г. составил 539 штук.
Строительство
металлоемких объектов, таких, как надшахтные комплексы, обогатительные
фабрики, промышленные здания и сооружения, потребовало все большего количества
разнообразных металлоконструкций: копров, колонн, подкрановых балок, ригелей,
ферм, лестничных маршей, емкостей и т.д. и т.п.
Общетехнический
термин "строительные металлоконструкции" и даже беглое перечисление их
отдельных наименований как бы нивелируют, скрадывают специфика конструктивной
сложности и творчество рабочих и ИТР при решение подчас головоломной
технологии изготовления изделий. Между тем номенклатура металлических
конструкций, их типаж, отраслевая принадлежность и соответственная
конструктивная специфика исключительно велики. Например, если для Прокопьевского
фарфоро-фаянсового завода было изготовлено более 1500 тонн, то заказ крупнейшей
в Союзе шахты "Распадская" составил более 3 тыс. тонн.
Ввод в эксплуатацию
и развитие таких предприятий, как Абагурский, Томусинский, Ленинск-Кузнецкий,
Прокопьевский ЗЖБК, Березовский, Междуреченский и Полысаевский КПДС, а также
соответствующих предприятий - комбинатов "Якутуглестрой, ""Печорашахтострой", "Экибастузшахтострой"
Минуглепрома вызвал резкое увеличение потребности в металлических формах для
сборного железобетона. Поэтому решением главка "Союзшахтострой", как обычно, на
Мысковский экспериментально-механический завод была возложена обязанность
обеспечить освоение нового производства и потребность вышеназванных предприятий
в металлоформах.
Так в 1980 году цех
металлоформ освоил производство скользящей опалубки для Нерюнгринского разреза
комбината "Якутуглестрой" и шахты им. Дзержинского. В том же годы были освоены
формы для панелей новой серии для поселка Беркакит (БАМ). В 1981 году по заказу
дирекции строительства Южно-Якутского угольного комплекса завод приступил к
освоению и изготовил бортоснастку форм для блока цехов КПДС. Заказы сложных
металлоформ для ЮЯУК и БАМа выполнялись металлистами МЭМЗа в установленные срок
и с хорошим качеством.
Освоение новых
рудных месторождений Сибири, Востока и арктических зон (Якутия, КАТЭК, Ямал,
БАМ и др.) поставило перед народным хозяйством страны особые задачи - масштабы
новых регионов и их климатические условия вызвали к жизни комплексное
передвижное блочное проходческое оборудование многократного использования.
Применение таких мобильных комплексов дало возможность существенно сократить
материальные и трудовые затраты на проходку стволов и одновременно уменьшить
время на освоение месторождения. Перед Мысковскими металлистами встала задача
общегосударственной важности: в кратчайший срок освоить производства всех типов
передвижного блочного оборудования по разработкам института "Донгипрооргшахтострой"
и обеспечить потребность страны от Урала до Дальнего Востока. Были изготовлены
многие тысячи строительных металлоконструкций.
В 1988 году
комбинат "Кузбассшахтострой" был реорганизован и перебазирован из г.Новокузнецк
в г.Кемерово, и МЭМЗ переведен в качестве структурной единицы в состав
новокузнецкого треста "Кузбассшахтостроймонтаж" (КШСМ). В четвертом квартале
2002 года произошло структурное преобразование МЭМЗа в Мысковский завод
металлических конструкций (МЗМК) с созданием на базе сохраненных
производственных мощностей небольших обществ: ООО "ММЗ" (изготовление
металлических конструкций) , ООО "Металлист" (металлоформы для сборного
железобетона, нестандартное оборудование и строительные металлоконструкции) ,
ООО "Новатор" (нестандартное технологическое оборудование, товары народного
потребления, грузозахватные приспособления) , ООО "Модуль" (модульные
помещения, стеновые панели) , ООО "Литейщик" (чугунное литье) , ООО "Сибстальконструкции"
(интеллектуальные услуги) , ООО "Росметкон-М" (разработка чертежей КМД,
техническая документация) , ООО "Кислород" (производство кислорода) ,
ООО "МиРЭЛ" (монтаж, ремонт, эксплуатация электрических сетей) , ООО "СибМет"
(теплоснабжение, водопровод, канализация).
|